Каждый год у нас в стране выгорает все большее количество леса. Только прямой ущерб от лесных пожаров в 2019-м был оценен в 2,4 миллиарда рублей. Сгорают огромные площади, погибают животные и птицы, люди задыхаются от запаха гари. Нам постоянно рассказывают про коварных китайцев и «черных лесорубов», сносящих под корень русскую тайгу. Но в них ли одних дело?
Давайте скажем честно: «атомную бомбу» под наш лес заложила сама власть в 2007 году, приняв Лесной кодекс. Почему же этот документ подвергается такой критике?
Во-первых, этот закон в одночасье разрушил десятилетиями создаваемую федеральную систему лесной охраны. Профессиональные лесники оказались на улице, их численность была сокращена в разы. Полномочия по охране и восстановлению лесов были переданы регионам, которые просто не имели и до сих пор не имеют ни достаточного финансирования, ни материально-технической базы. Да, тайга горела и раньше, но до 2007 года с этим явлением централизованно боролись, проводили профилактику. За минувшие 13 лет масштаб рукотворного бедствия только нарастает вместе с площадями выгорания.
Во-вторых, ЛК РФ «либерализовал» отношения между, с позволения сказать, «бизнесменами» и русской тайгой, устранив разрешительный характер хозяйственной деятельности и заменив его на заявительный. СМИ пугают обывателей страшилками про «черных лесорубов», под покровом ночи сносящих деревья на продажу в Китай. Но данный закон потенциально превращает в «черного лесоруба» любого арендатора. Ему достаточно получить договор на аренду и все, на данном участке он полноправный хозяин, которого некому проверять. И это не преувеличение. Вот что по данному поводу пишет Счетная палата:
Возможность арендаторов лесных участков самостоятельно определять исполнителя лесоустроительных работ, периодичность проведения лесоустройства на арендованном им лесном участке при отсутствии надлежащего контроля со стороны уполномоченных органов исполнительной власти в области лесных отношений влечёт риски коррупционных проявлений с целью подготовки «заказных» материалов лесоустройства для необоснованного увеличения объёмов рубок.
Иначе говоря, эти самые «арендаторы» самостоятельно определяют, как и сколько им вырубать, сколько и где леса восстанавливать. В Лесном кодексе даже не прописаны правовые основания для проверок качества требуемых лесовосстановительных работ. А это еще одна гигантская проблема, о которой мы скажем далее.
В-третьих, мало того, что тайга беспощадно сносится под корень, благодаря Лесному кодексу 2007 года, она еще и не восстанавливается. По данному закону, обязанность по лесовосстановлению лежит на арендаторах участков. Как они свои обязанности исполняют, мы видим. Также денежные средства на эти цели выделяет федеральный центр и регионы. Вопрос в том, куда они тратятся и где результат? По данным Счетной палаты, за последние пять лет было выделено 6,3 миллиарда рублей на изучение, описание лесов и их характеристик, защиту и воспроизводство. Полученных средств хватило на исследование порядка 10,1% всего лесного фонда страны. Все остальное для проверяющих – «темный лес», пардон за каламбур.
Аудиторы Счетной палаты указывают, что информация о состоянии 9,67 миллиона гектар леса в России неактуальна, поскольку последние исследования на них проводились более 10 лет назад. Для сравнения, площадь США составляет 9,5 миллиона гектар. По сути дела, ЛК РФ от 2007 года ввел гигантскую часть нашей страны в самую настоящую «сумеречную зону», где можно творить все что угодно. Результаты своей «хозяйственной деятельности» лесорубы маскируют пожарами, площадь которых растет год от года.
Об этом говорится уже 13 лет, и все без толку. Простите, а этот Лесной кодекс кто принял и зачем? Это инопланетяне прилетели и кнопочки понажимали в Госдуме и Совете Федерации, а потом вместо президента Путина его подписали что ли? Или масоны? Или кто? Почему, наконец, нельзя признать ошибочность тех решений и отменить их?
Вот сейчас нас призывают голосовать за поправки в Конституцию, после чего мы якобы заживем припеваючи. Ну, давайте тогда добавим в Основной закон пункты о необходимости защиты русского леса и пропишем в нем конкретные механизмы. Пусть Владимир Путин внесет соответствующие поправки в Лесной кодекс, доказав народу, что может работать над своими ошибками. Если не принимать меры прямо сейчас, что останется от нашей тайги еще лет через 10-20? Где вы, общественники-активисты? Внесите предложения о дополнительных поправках в Конституцию, пока есть такая возможность.