Так называемый «Гарвардский проект», разработанный западными спецслужбами в 70-х годах, преследовал три основных цели: взять под контроль ресурсы 1/6 части планеты, уничтожить главного врага – Советский Союз, и оставить на его территориях количество жителей, необходимое для добычи ресурсов.
Однако, как оказалось позже, в ходе реализации вышеупомянутого плана, который, к сожалению, не встретил противодействия со стороны советских элит, американцам удалось получить еще один ощутимый «бонус».
Так США, ставшие в период Перестройки большим «другом» России, вежливо «попросили» о сокращении стратегического вооружения. Тогдашние руководители с удовольствием пошли навстречу западным партнерам.
Однако, как известно, радиоактивный оружейный плутоний требует дорогостоящей утилизации, денег на которую у России на тот момент не было. И здесь американцы проявили «заботу», протянув руку помощи «младшему брату».
В 1993 году был подписан договор «Гора-Черномырдина», благодаря которому Россия передала США 500 тонн обогащенного оружейного плутония в качестве топлива для американских АЭС. При этом в рамках того же договора наша страна в течение последующих лет отдала США еще 14446 тонн низкообогащенного урана.
За все это богатство Белый дом заплатил Кремлю «целых» 17 млрд. долларов. В то же время, на мировом рынке такое количество ценного ресурса стоило 8 трлн. по сегодняшним ценам.
Но «афера тысячелетия», в свое время ставшая источником сверхприбыли и спасшая энергетическую систему США, стала «медвежьей услугой» для последней. Обеспеченные на десятилетия ураном и плутонием, Штаты перестали развивать свою атомную отрасль, которая у них и сегодня осталась на уровне 1990 года.
В свою очередь Россия бросила все силы на развитие соответствующих технологий и, как показало время, добилась исключительных результатов. Сегодня мы находимся на первом месте по обогащению урана, второе место разделили Германия, Нидерланды и Британия, объединившие свой атомный комплекс, а третье место досталось Китаю, который никогда бы не добился таких результатов без России.
США же, до развала СССР занимавшие 2-е место, откатились на 5-ю позицию, уступив 4-е место Франции. Но и это еще не все. Плачевно обстоят дела с американскими АЭС, которые по сей день пытаются «выжать» остатки мощности из устаревших реакторов 2-го поколения.
При этом Россия за последние годы успела модернизировать свое производство под запуск современных реакторов на быстрых нейтронах. Очевидно, что тот объем плутония и урана, который был фактически подарен США, Россия все равно не смогла бы освоить. Зато сложившаяся ситуация заставила нас инвестировать в современные ядерные технологии, которые сегодня на порядок опережают западные разработки.