У «Газпрома» появился серьезный конкурент на турецком и европейском энергетическом рынке. По мере запуска в строй трубопроводов TANAP и TAP на них все сильнее закрепляются позиции Азербайджана. Удастся ли бывшей союзной республике потеснить Россию?
Речь идет о проекте Южного газового коридора, смысл которого состоит в снижении зависимости Евросоюза от Кремля. Общая протяженность газопровода составляет 3,5 тысячи километров, он включает в себя Южнокавказский газопровод, Трансанатолийский (TANAP) и Трансадриатический (TAP). В данном случае нас интересуют последние два.
Строительство TANAP было закончено в прошлом году, по данному трубопроводу Азербайджан намеревался поставлять в Турцию 6 миллиардов кубометров газа и еще 10 – транзитом через ее территорию в Южную Европу. Осенью намечается запуск в строй Трансандриатического газопровода, по которому азербайджанский газ потечет уже в Италию, Грецию и Болгарию. Его мощность составляет 10 миллиардов кубометров, но может быть увеличена до 20 миллиардов. Проблема состоит в том, что этот проект отнимет приличную долю рынка у «Газпрома».
Позиции нашего «национального достояния» уже порядком пошатнулись. До недавнего времени Турция была одним из крупнейших покупателей российского «голубого топлива», но в последние два года объемы поставок неуклонно снижались. На это имеется сразу несколько причин.
Во-первых, турецкая экономика испытывает серьезные проблемы, объемы производства и спроса на газ падают.
Во-вторых, Анкара благоразумно диверсифицировала свои поставки энергоносителей. Помимо «Турецкого потока», она получает газ по трубопроводам из Азербайджана и Ирана, а также закупает алжирский и катарский СПГ. Из-за привязки контрактов «Газпрома» к нефти с временным лагом в полгода, сегодня сжиженный природный газ обходится туркам дешевле российского.
В-третьих, эксперты прямо указывают на возможную политическую подоплеку происходящего. Президент Эрдоган мог дать местным компаниям отмашку снизить закупки «голубого топлива» именно у России «в наказание» за позицию Кремля по Сирии и Ливии. Несмотря на предусмотренные в договорах штрафные санкции, европейские судебные инстанции в итоге могут встать на сторону Турции, как показывает практика, о чем мы рассказывали ранее.
Итак, Анкара демонстративно отдает предпочтение иным поставщикам. Она даже выбрала из TANAP больше азербайджанского газа, чем было изначально законтрактовано. Получается, на турецком рынке позиции «Газпрома» резко ослабели, но что же произойдет далее в Южной Европе?
Наиболее интересна в этом отношении Италия, на которую придется до 8 миллиардов кубометров из TAP (еще по 1 миллиарду кубов купят у Баку Греция и Албания). На итальянском рынке конкуренция и так достаточно высока, но есть и положительные моменты. Прежде всего, стоит отметить, что отношения у Москвы и Рима гораздо более дружелюбные и конструктивные, чем с Анкарой. Сыграет свою роль та медицинская помощь, которую оказали российские военные Италии в борьбе с пандемией коронавируса.
Есть и чисто экономические благоприятные условия. Отмечено сокращение экспорта газа из Алжира, что вызвано ростом внутреннего потребления. Из-за этого газопроводы из этой африканской страны в Италию стоят недогруженными. «Голубое топливо» из Азербайджана в первую очередь может занять именно алжирскую долю. Кроме того, следует учитывать, что для поставок «Газпром» заключил с Римом контракт на новых условиях, без привязки к нефтяным котировкам. Цены на газ для итальянцев будут определяться, исходя из привязки к спотовому рынку, поэтому будут иже, чем для турок.
Получается, что госкорпорация теряет значительную долю на турецком рынке, но сохраняет позиции на итальянском.