Фальсификации беспрецедентного масштаба вскрылись в США. Как стало известно, американские подводные лодки класса «Лос-Анджелес» и «Вирджиния» – бракованные и подлежат вероятной утилизации. Дело в том, что для их изготовления был поставлен некачественный металлический сплав.
Для понимания размаха махинаций: австралийско-американская компания Bradken, выступающая ведущим поставщиком специальной высокопрочной стали для подводных крейсеров ВМС США, десятилетиями поставляла брак. Выяснилось, что с 1985 по 2017 год директор предприятия фальсифицировал результаты лабораторных исследований, подтверждающих характеристики сплавов.
Это означает, что все АПЛ класса «Лос-Анджелес» и «Вирджиния» могут быть отправлены на свалку. Некачественный сплав – это очень серьезное нарушение. Ключевой показатель сплава – предел текучести – напрямую влияет на его прочность. От этого зависит, какое забортное давление сможет выдержать подлодка. Поставлявшийся для АПЛ классов «Лос-Анджелес» и «Вирджиния» сплав, согласно открывшимся данным, был ниже. Соответственно, крейсеры не могут погружаться на глубину, заявленную характеристиками АПЛ.
Фактически ВМФ США потерял все подлодки данного класса. Остается их только утилизировать, или использовать на меньших глубинах. Стоит сказать, что эти АПЛ Штаты используют для «охоты» за российскими подводными крейсерами. Поэтому вряд ли американцы позволят себе использовать их дальше, поскольку разница в характеристиках погружения дают нашим подлодкам неоспоримое преимущество.
А директора Bradken Элейн Томас называли «экспертом мирового уровня», всячески поощряли и нахваливали, пока та десятилетиями рисовала липовые бумажки. Сегодня она на пенсии, но остаток своих дней, похоже, проведет за решеткой – против нее уже возбудили уголовное дело.
Справедливости ради стоит заметить, что из-за отсутствия подробностей непонятно, насколько некачественным был сплав. Если отклонения не сильны, то эксплуатацию АПЛ можно продолжать (на свой страх и риск даже на предельных глубинах), но их срок службы будет значительно меньше, а также повышается вероятность искривления шахт пусковых установок и торпедных аппаратов. Все это будет выливаться в дорогостоящий и более частый ремонт.