Как показывают последние события, Вашингтон не только не собирается прекращать противодействие реализации важнейшего проекта по транспортировке энергоносителей из России в Европу, но и демонстрирует самые твердые намерения вывести это противостояние на качественно новый уровень.
Во всяком случае, именно так обстоят дела, если верить сообщению конгрессмена от Республиканской партии США Стива Вомака, с огромной радостью поведавшего миру о том, что американский Сенат уже принял решение о внесении в проект оборонного бюджета страны на следующий год новой «порции» крайне жестких санкций против строящегося газопровода. Безусловно, это несет в себе серьезную угрозу интересам нашей страны. Однако еще одной потерпевшей стороной в случае практической реализации подобных намерений неизбежно окажется Германия, до нынешнего момента бывшая одним из главных союзников США в Европе.
Остановить любой ценой?
Напомним – в настоящее время возведение «Северного потока-2» считается завершенным на 94%. Однако в Вашингтоне делают все возможное и даже невозможное для того, чтобы оставшиеся 6% стали для России и ее европейских партнеров по этому проекту совершенно непреодолимым «Рубиконом», а «стройка века» превратилась в вечный «недострой». Наиболее, пожалуй, серьезный удар по газопроводу был нанесен первым этапом американских санкций, введенных в конце прошлого года и направленных, прежде всего, на компании, занимающиеся глубоководной прокладкой труб и принадлежащие им специализированные суда. Как известно, после этого все работы немедленно прекратила швейцарская компания Allseas, как раз и осуществлявшая трубоукладку. Она отозвала все три задействованные ею для этих работ судна – Pioneering Spirit, Solitaire и Audacia. Теперь надежда остается, фактически, лишь на принадлежащий «Газпрому» трубоукладчик «Академик Черский».
Сегодня это судно, прошедшее в Находке необходимую модернизацию, уже достигло акватории Балтики, однако вступать в дело не торопится. По имеющимся данным, оно находится на стоянке в порту Мукран на острове Рюген. Это можно считать свидетельством того, что Россия пока занимает осторожную и выжидательную позицию, не желая обострять ситуацию. Тем не менее, похоже, что подобная тактика является совершенно безрезультатной – Соединенные Штаты не успокоятся ровно до тех пор, пока окончательно не превратят «Северный поток-2» в предприятие, приносящее его участникам и акционерам совершенно неприемлемые проблемы и убытки. Судя по новому проекту ограничений, главный удар планируется нанести не так по нашей стране, как по интересам ее партнеров в Европе, заставив их отказаться от последних сомнений относительно целесообразности продолжения строительства.
Если несколько ранее сенатор-республиканец Тед Круз, являющийся одним из наиболее ярых и последовательных преследователей «Северного потока-2» среди американских законодателей достаточно туманно заявлял о планирующемся «расширении санкций» в результате которого под угрозой окажутся «буквально все, кто имеет хоть какое-то отношение к строительству газопровода», то теперь озвученные им планы обрели более конкретные очертания. Насколько известно, в соответствии с «расширенным пакетом», который законодатели пытаются протащить в военный бюджет под удар попадут не только компании, выполняющие укладку труб, но также и предприятия, занимающиеся траншейными, сварочными и любыми прочими работами, связанными с нею.
Не поздоровится и тем, кто осмелится оказывать «Северному потоку-2» сервисные услуги в прочих сопряженных сферах деятельности – геодезической, природоохранной и даже страховой. Также под санкции неминуемо угодят и предприятия, на которые будут возложены испытание и сертификация газопровода. И вот это уже очень серьезно – ведь при таких условиях даже достроенный на все 100% «Северный поток-2» просто не сможет быть введен в эксплуатацию! Упоминавшийся выше член Конгресса Стив Вомак совершенно открыто заявляет о собственной гордости за то, что является соавтором законопроекта, который «должен окончательно остановить строительство», «являющееся инструментом принуждения» и «несущее угрозу национальным интересам США». Как видим, ни на что иное, кроме полного «убийства» газопровода в Вашингтоне не согласны.
«Сознательное расторжение трансатлантического партнерства…»
Именно так охарактеризовал готовящиеся в Вашингтоне ограничения Герхард Шрёдер, бывший канцлер Германии. По его мнению, продолжая препятствовать строительству «Северного потока-2» Соединенные Штаты не просто выходят далеко за пределы собственной юрисдикции и лезут в те дела, вмешиваться в которые не имеют ни малейшего права. Экс-глава немецкого государства считает подобную политику прямой экономической агрессией США не только конкретно против Германии, а и против всего Европейского Союза. Дословно он высказался о готовящихся санкциях предельно резко: «Это нападение на европейскую экономику, недопустимое посягательство на суверенитет ЕС и энергетическую безопасность Западной Европы!»
В особенности же герра Шредера возмущает то, что подобные враждебные действия американцы предпринимают против «собственного основного союзника по НАТО» именно в период «глубочайшего экономического кризиса». По его подсчетам, планируемые ограничения затронут не менее 120 немецких предприятий и компаний, так или иначе связанных с возведением «Северного потока-2», а, следовательно, «поставят под удар множество европейских рабочих мест». Надо отдать должное немцам – в вопросах сотрудничество со своими заокеанскими «партнерами» они уже давно исходят из чисто прагматических соображений, меряя все на вполне конкретные евро и доллары. В качестве наиболее конкретного примера тут можно привести ситуацию с сокращением американского военного присутствия в Германии. Судя по последним сообщениям из Вашингтона вывод оттуда 9 с половиной тысяч военнослужащих армии США – вопрос уже окончательно решенный. И что же более всего волнует Берлин в этой ситуации? Безопасность страны, которой, якобы «наносится ущерб»? Эфемерная «русская угроза»? Нет, совсем другие вещи.
Американские военные на немецкой земле – это для ее жителей, прежде всего, громадные базы, являющиеся воистину «градообразующими предприятиями» для таких городков, как Рамштайн-Мизенбах или Графенвер, численность населения которых вдвое-втрое меньше, чем количество обитателей (как самих военных, так и членов их семей) расположенных рядом объектов Пентагона. Немалую роль обслуживание американских «гостей в погонах» играет и в обеспечении занятости уроженцев Ансбаха, Висбадена, Беблингена и других немецких населенных пунктов. Согласно подсчетам, проведенным в 2001 году Трирским университетом, одни только авиабазы ВВС США Рамштайн и Шпангдален внесли в местную экономику почти полтора миллиарда евро (или 1.7 миллиарда долларов) и способствовали созданию примерно 27 тысяч рабочих мест в регионах своей дислокации.
С одной стороны, с того времени ситуация изменилась достаточно кардинально – контингент армии США в Германии только за период с 2006 по 2018 годы уменьшился с 72 с половиной тысяч человек до нынешних 34, соответственно и его вклад в немецкую экономику существенно снизился. С другой – вывод почти трети из этого числа как раз в момент спада, охватившего еврозону после пандемии коронавируса выглядит как отчетливое проявление стремления Вашингтона «ударить долларом» союзника, которого за океаном считают слишком «нерадивым», прижимистым, да вдобавок чрезмерно лояльным к Москве. Совершенно в том же свете представляются и американские атаки на «Северный поток-2», становящиеся все более системными и яростными. Заявления Трампа о том, что таким образом он стремится «защитить Германию от России» и «обеспечить ее энергетическую независимость» ни один вменяемый человек всерьез, конечно же не воспринимает. Хотя бы потому, что за ними более, чем отчетливо маячит намного более жесткая зависимость немецкой и всей европейской экономики от американского СПГ.
Как Берлин намерен парировать готовящийся удар? Вопрос весьма животрепещущий. Не так давно в американском издании Bloomberg была опубликована весьма обстоятельная статья, авторы которой, ссылаясь на некие «серьезные источники в германском правительстве» уверяли, что на сей раз попытки остановить возведение газопровода без ответа с немецкой стороны совершенно однозначно не останутся. Согласно опубликованной информации этот вопрос «курирует» лично Ангела Меркель, чьи отношения с Дональдом Трампом давно пришли к охлаждению до температуры космического вакуума, и которая вовсе не намерена «спускать на тормозах» очередные недружественные демарши Вашингтона.
При этом фрау канцлер имеет своей целью, в случае введения дополнительных санкций против строительства «Северного потока-2», не только подготовку «мощного ответного удара с немецкой стороны» (по определению авторов Bloomberg), но и создание мощной общеевропейской коалиции, направленной против попыток США вмешиваться в суверенные дела Старого Света. Берлин не собирается тягаться с Вашингтоном в одиночку – в случае, если события пойдут по самому жесткому варианту, американцам, вполне возможно, придется столкнуться с консолидированными экономическими мерами со стороны всего Евросоюза или же большинства его членов. Позиция при этом будет занята достаточно жесткая – еще 20 мая нынешнего года министр иностранных дел Германии Хайко Маас озвучил ее на своем уровне: «немецкое правительство решительно отвергает американские санкции, связанные с газопроводом, считая их несправедливыми и экстерриториальными».
Последним, пожалуй, значимым высказыванием на данную тему можно считать слова официального представителя немецкого правительства Штеффена Зайберта, 29 июня заявившего о том, что Берлин «не изменил своей позиции по санкциям». Глава МИД дал понят, что Германия ждет лишь решения Конгресса США для выработки ответных действий. Что ж, намерения Вашингтона озвучены, причем более, чем конкретно. Безусловно, нынешний демарш сенаторов – не окончательное решение. Свой вариант военного бюджета должна внести еще и Палата представителей Конгресса и лишь после выработки специальной согласительной комиссией некоего устраивающего всех варианта он голосуется обеими палатами высшего законодательного органа США, а затем отправляется на подпись президенту.
Однако вряд ли стоит питать особые надежды на то, что на каком-либо из этих этапов дискриминационные меры против «Северного потока-2» исчезнут из документа. Фактически, объявляя «войну на уничтожение» важнейшему российско-германскому экономическому проекту, Соединенные Штаты буквально вынуждают наши страны выступить против себя единым фронтом и с единой целью. Произойдет ли это? Увидим в ближайшем будущем.