Похоже, на Украине не зря испытывали такой страх перед внесением изменений в основной закон нашей страны, касающихся защиты интересов соотечественников, пусть даже находящихся за ее рубежами. Не успели, как говориться, высохнуть чернила на страницах обновленного документа, который кое-кто (не без оснований) называет «президентской» или попросту «путинской» Конституцией, как представители Киева на проходивших в Берлине очередных переговорах по урегулированию ситуации на Донбассе столкнулись с беспрецедентно жесткой позицией российской стороны, наконец-то потребовавшей от «партнеров» прекратить заниматься очковтирательством на международном уровне и перейти к конкретным действиям.
То, что в «нэзалэжной» вряд ли прислушаются к этим требованиям, носящим, к тому же, ярко выраженный ультимативный характер, сомнению практически не подлежит. Пойти на воплощение в жизнь тех реальных шагов, под которыми он сам же и подписывался ранее в нынешней политической ситуации для Киева будет смерти подобно. Попробуем разобраться в том, почему Кремль пошел на столь решительные шаги именно сейчас и как в связи с этим может развиваться ситуация вокруг Донбасса.
Комедию в Минске пора прекращать?
Нельзя не признать – к максимальному «закручиванию гаек» в переговорном процессе Россию подтолкнул, прежде всего, сам Киев. Причем не только собственным категорическим нежеланием выполнять какие-либо достигнутые соглашения, а откровенными попытками низвести любой саммит по Донбассу (неважно, в «Минском» ли, «Нормандском» или каком-то еще другом формате) в самое настоящее дуракаваляние, пустое шоу без толка и смысла. То, что украинцы вручили высший государственный пост комику – их личное дело. Но превращать на этом основании в клоунаду международную политику им никто не позволит. Возможно, последней каплей в этом отношении стала вызывающая выходка представителей «нэзалэжной», которые в качестве «представителей Донбасса» ввели в состав Трехсторонней контактной группы в Минске двух сверходиозных деятелей – Сергея Гармаша и Дениса Казанского. Вот это было уже самым, что ни на есть откровенным шутовством, более того – открытым и намеренным плевком в лицо тем, кто действительно с полным на то правом представляет в Минске интересы ДНР и ЛНР.
Таким образом Киев якобы «выполнил» давно ставившееся ему условие: «согласовывать урегулирование на Донбассе с представителями Донецкой и Луганской областей». Это требование совершенно четко указано пунктах 11 и 12 «Минских соглашений», подписанных Украиной. И что же? В ТКГ оказываются два персонажа, которые прекрасно известны не только как «майдановцы», борзописцы давно и прочно сидящие на грантах Запада, но и как яростнейшие сторонники кровавой «деоккупации» Донбасса, не раз открыто заявлявшие о невыполнимости «Минских соглашений» как таковых и недопустимости предоставления региону какого-либо особого статуса.
И это – не говоря о том, что и проживать-то в регионе, который пытаются «представлять», эти откровенные проходимцы давно не проживают. Одним словом, таща их в Минск Киев делает ровно то же самое, что пытался провернуть Третий рейх, заявляя о банде предателей Власова, как о «законных представителях русского народа». В принципе, уже после этого с украинской делегацией говорить не о чем. Тем не менее на встрече, проходившей в столице Германии, российская сторона потребовала вполне конкретных вещей – прежде всего, четкого и внятного законодательного обеспечения со стороны Украины нового статуса Донбасса. Не принятия какого-то непонятного «промежуточного» нормативного акта, действие которого, к тому же «заморожено» до начала проведения в Республиках выборов по устраивающему Киев сценарию и который впоследствии может быть отменен в любой момент, а полноценного внесения соответствующих изменений в Конституцию Украины. Срок для предоставления на обсуждение участников переговорного процесса соответствующего проекта был поставлен вполне конкретный – буквально до сегодняшнего дня, до 6 июля 2020 года.
Можно даже не сомневаться в том, что ничего подобного в «нэзалэжной» не сделают. На сей раз наверняка даже не озаботятся имитацией процесса. Возглавлявший украинскую переговорную группу в Берлине глава офиса президента Андрей Ермак уже разразился заявлением о том, что выдвинутые претензии являются ничем иным, как «попыткой Москвы законсервировать оккупацию Донбасса и заставить Украину за свой счет содержать квази-республики ДНР и ЛНР», подчеркнув при этом, что украинская сторона «отказывается даже обсуждать подобные требования». В свою очередь, Владимир Зеленский, непонятно на каких основаниях берущийся утверждать, что «берлинская встреча прошла очень неплохо» посоветовал представителям России «поработать над риторикой», присовокупив к этому, что «от Украины никто не имеет права ничего требовать».
Впереди – война? Или мир для Донбасса?
Какие из этого следуют выводы? Их очень конкретно, пусть и в достаточно дипломатичной форме озвучил возглавлявший нашу делегацию заместитель главы администрации президента России Дмитрий Козак. По его словам, несмотря на то, что в Берлине состоялся «сложный и обстоятельный разговор по всем вопросам урегулирования конфликта», ни о каком «прорыве» говорить нельзя ни в коем случае. Тем более, не может быть и речи о следующей встрече в «Нормандском формате» на высшем уровне, к которой так рвется украинская сторона. По убеждению Козака, до этого Киеву следует, во-первых «выполнить огромный объем работы по выполнению решений, принятых на парижском саммите 9 декабря 2019 года», а во-вторых, сделать то, от чего в «нэзалэжной» увиливают все эти годы любыми мыслимыми и немыслимыми способами – договориться с Донбассом.
В формулировке Дмитрия Козака это звучит так: Киев и Республики должны решить «как будут жить вместе и определить траекторию продвижения к этой совместной жизни». И контактировать при этом украинской стороне предстоит, конечно же, никак не ею же самой назначенными шутами, а с истинными представителями воли народа ДНР и ЛНР. Звучит красиво, но… По сути дела, такая формулировка является окончательным «смертным приговором» для «Минского процесса». Украинская сторона раз за разом, како при Порошенко, так и при Зеленском уперто твердит, что за стол переговоров с «террористами» не сядет ни при каких обстоятельствах. Что же до самих республик… Лучше всего их отношение к возможности «реинтеграции» в лоно годами пытавшейся утопить непокорных в крови «нэньки» демонстрирует недавнее заявление главы ДНР Дениса Пушилина, оценившего возможность возврата региона в состав Украины с ее «неонацистской идеологией» как «нулевую».
Так что же – война неизбежна? Как киевские политики, так и их американские «кураторы» сегодня только об этом и твердят пытаясь подверстать предсказываемые ими даты «нападения России» то к учениям «Кавказ-2020», то к некоей «дестабилизации», которая случится на Украине в ноябре-декабре нынешнего года (аккурат, во время местных выборов в «нэзалэжной» и президентских – в США). Однако этот бредовый сценарий устраивал бы исключительно Вашингтон и Киев. У Москвы, судя по всему, совершенно другие планы. Складывается впечатление, что ее представители сознательно «загоняют в угол» украинскую сторону, ставя априори невыполнимые для нее условия. И делается это вовсе не для того, чтобы «найти повод для нападения», а чтобы продемонстрировать всему миру, и, прежде всего партнерам по «Нормандской четверке» совершенные неспособность и нежелание «нэзалэжной» выполнять те самые «Минские соглашения», к которым Запад так упорно привязывает санкционное давление на нашу страну. У «Минска» нет будущего, он неминуемо будет «похоронен», но его могильщиком должен в глазах «мирового сообщества» стать Киев, а не Москва.
В таком случае руки будут развязаны, прежде всего у Берлина и Парижа, где, наверняка уже не единожды горько пожалели о том, что на свою голову влезли в бесконечный и бесперспективный процесс «мирного урегулирования». Теперь они мечтают только об одном – выбраться из этого гнилого болота, и, крайне желательно без «потери лица» на международном уровне. Офис президента Украины по итогам переговоров в Берлине выдал совершенно фантасмагорическое сообщение. Если верить ему, то Германия, Франция и Украина» на этом саммите заняли некую «консолидированную позицию», а Россия «взяла паузу для ее обдумывания». Судя по риторике Дмитрия Козака все это – ложь от первого до последнего слова.
Никакого «консенсуса» или «консолидации» между Парижем, Берлином и Киевом, по умолчанию подразумевающих, что лидеры Франции и Германии всецело поддерживают позицию украинской стороны, не существует и в помине. Там попросту хотят прекращения гражданской войны на Украине и нормализации отношений с Москвой. Также европейцев весьма сильно беспокоит возможная перспектива того, что к ним, худо-бедно поборовшим пандемию, хлынут толпы мигрантов из «нэзалэжной», где ситуация с коронавирусом становится все более и более неблагополучной.
Лучшее доказательство данного тезиса – тот факт, что Украина оказалась в числе стран, гражданам которых въезд в Евросоюз сегодня запрещен несмотря на все «безвизы». В случае, если Киев под нарастающим давлением Москвы, не оставляющей ему пространства для «маневра», будет вынужден перестать ломать комедию и официально признает неспособность предоставить Донбассу «особый статус» в составе своего государства, тем самым прекратив вооруженное противостояние, Европу, пожалуй, вполне устроит другой вариант. А именно, ситуация в которой таковой статус приносящему ей головную боль региону даст Москва. Уж Россия-то, на государственном уровне открыто «взяв под крыло» республики точно обеспечит прекращение огня, не допустит кровопролития и гуманитарной катастрофы.
Не стоит забывать, что в «Нормандской четверке», вопреки всем стараниям Украины протащить их туда, нет представителей Соединенных Штатов, которые делают все как раз для продолжения конфликта. Макрону и Меркель не нужны ни война в такой большой близости от собственных границ, ни ограничения на торговлю и экономическое сотрудничество с Россией – в особенности сейчас, когда экономика еврозоны трещит во всем швам. Есть и еще один момент – разгорающийся конфликт между США и Евросоюзом по поводу газопровода «Северный поток-2». Отмена европейских санкций против России стала бы прекрасным «несимметричным ответом» на санкционные угрозы в отношении немецких и прочих компаний, занятых на реализации этого проекта. «Минск-2» скорее всего в недалеком будущем ожидает бесславная кончина, а «Минска-3» попросту не будет. Уверившись в собственной вседозволенности, Украина заигралась и не отреагировала на изменения, происходящие как в России, так и во всем мире. Теперь ей придется за это расплачиваться.