В 1959 году гениальный советский конструктор М. Л. Миль получил заказ на разработку нового аппарата, который впоследствии стал самой массовой и востребованной винтокрылой машиной во всем мире. Речь идет о легендарном вертолете, получившем название Ми-8.
Стоит отметить, что аппарат не стал принципиально новой разработкой. В основу будущей машины лег тяжелый Ми-6, уменьшенный до размеров одномоторного Ми-4.
Однако уже на этапе эскизного проектирования стало понятно, что детище Миля станет чем-то уникальным. Поэтому еще на начальных стадиях «Аэрофлот» сделал заказ на несколько десятков машин, а несуществующий вертолет решили построить сразу в нескольких модификациях.
Позднее, когда о разработке Миля узнали военные, модельный ряд Ми-8 пополнился: транспортным, армейским вооруженным и морским противолодочным вертолетами.
Главным отличием «восьмерки» от ее прототипа Ми-4 стало наличие двух двигателей. Первое зависание новой двухагрегатной машины было выполнено в 1962 году. Именно эта дата и стала официальным днем рождения легендарного аппарата.
В 1963 году Ми-8 начал проходить государственные испытания. И даже после того, как все члены комиссии остались в восторге от новой машины, Михаил Миль продолжил работы по усовершенствованию своего детища.
В частности, был улучшен механизм синхронизации двигателей, что позволило уменьшить вибрацию несущего винта. Кроме того, был разработан аварийный режим работы на одном двигателе, если второй выйдет из строя. Армейская машина получила раздвижные двери и крепления для пулеметов.
В 1965 году в воздух поднялась пятая версия Ми-8, которая, по сути, и являлась тем самым легендарным вертолетом, о котором сегодня знает весь мир.
Следующим значимым шагом в «эволюции» машины стала армейская версия Ми-8 ТВ, отличавшаяся усиленной огневой мощью и принятая на вооружение в 1971 году. Данный аппарат получился настолько удачным, что странам НАТО пришлось не только признать его сильные стороны, но и заключить договора на приобретение уникального вертолета.
При этом стоит отметить, что отечественный Ми-8 прославился не только, как военный вертолет. С момента серийного производства машины было создано порядка 130 модификаций и выпущено более 13 тыс. машин, что является абсолютным рекордом для отрасли.
Несмотря на то, что Ми-8 по-прежнему пользуется огромным спросом со стороны зарубежных заказчиков, а заводы загружены на 2 года вперед, усовершенствование легендарной машины не останавливается.
Так, МВЗ им. Миля сегодня осуществляет сборку первой модернизированной версии Ми-171А2. Всего предусмотрено 80 нововведений, включая замену авионики и использование композитных материалов. Данный аппарат создается на базе Ми-171 и должен стать достойным продолжением развития всего семейства Ми-8.