Как известно, в России традиционно есть две беды – дураки и дороги. Разобраться со второй намерен Минтранс РФ за счет так называемых «народных облигаций», предназначенных для строительства новой платной автомагистрали. Стоит ли простым россиянам лично поучаствовать в развитии транспортной инфраструктуры своей страны, попробуем разобраться.
Речь идет о проекте скоростной автомагистрали между Москвой, Нижним Новгородом и Казанью, которая предварительно получила индекс М12. Длина дороги составит 729 километров, скорость перемещения по ней – 120 км/ч. Запущена она в строй будет в 2024 году. Общая стоимость проекта оценивается в 650 миллиардов рублей. Изначально планировалось, что 70% расходов возьмет на себя государство, но денег, как говорится, «нет, потому надо держаться». Теперь порядка 400 миллиардов рублей об требуемой суммы необходимо найти где-то вне бюджета.
Последняя идея Минтранса – это занять недостающие средства у населения. С учетом того, что автомагистраль будет платной и станет частью международного транспортного коридора между Китаем и Западной Европой, звучит предложение заманчиво. Какие же есть плюсы и минусы для потенциальных инвесторов?
Прежде всего, следует отметить, что за счет «народных денег» дороги строятся по всему миру: и в США, и в Канаде, и в Австралии, и в Республике Корея, и даже в соседнем с нами Казахстане. В Северной Америке подобные облигации могут выпускать не только штаты, но и даже муниципалитеты. Так что ничего экзотического в идее российских чиновников нет. Более того, подобный опыт выпуска госзаймов у населения был и в СССР, правда, оценивается он по-разному.
Вопрос в том, в какой форме это будет реализовано теперь. Люди постарше прекрасно помнят печально знаменитую пирамиду государственных краткосрочных облигаций (ГКО), лопнувшую в 1998 году. Инвесторам обещали сумасшедшие проценты, но выплачивать их государство могло только за счет привлечения новых. Кое-кто сорвал большой куш, остальные остались в итоге «на бобах». Подозрительные россияне вполне справедливо могут поинтересоваться, не произойдет ли нечто подобное вновь.
Довольно успешный эксперимент с «народными облигациями» (ОФЗ-н) стартовал в 2017 году. Никаких процентов с «поля чудес»: средняя доходность по ценным бумагам за три года не превышала 8,5%. Купонный доход начисляется раз в год. Никаких комиссий банка-агента при покупке и продаже облигаций. Под «защитой» государства сумма инвестиций до 15 миллионов рублей. Также ОФЗ-н освобождены от НДФЛ. Стоимость одной облигации – 1000 рублей, срок размещения – 3 года. Ничего «фантастического» в плане доходов, зато вполне реалистично. Из-за снижения ключевой ставки ЦБ РФ до 4,5% соответственно снизилась и ставка по банковским депозитам в банках, которая составляет сегодня в среднем 4,63%. С учетом того, что политика мегарегулятора может и дальше смягчаться, о высоких процентах по вкладам на ближайшие несколько лет можно забыть. Быть может, тогда стоит вложить свои кровные в развитие российской инфраструктуры?
С одной стороны, больших доходов по «народным облигациям» тоже ждать не стоит. Так Минфин РФ уже начал подготовку по выпуску новых ОФЗ-н со ставкой по купонам в 4,1% вместо прежних 7-9%. У «Автодора» текущие выпуски торгуются на уровне в 5,5% к погашению. «Народные облигации» будут надежными, но достаточно консервативными. Следует упомянуть и про риск того, что часть дохода будет «съедена» растущей инфляцией.
С другой стороны, «дело верное». Направление популярное, появление новой трассы позволит сократить время в пути вдвое. Трасса будет платной, поэтому инвестиции свои она раньше или позже отобьет. Министр транспорта Евгений Дитрих поясняет:
Доходность может быть не такая большая, тем не менее возвратность их обеспечена существующими трафиком и движением.
Получается, что на таких «автодорожных облигациях» озолотиться получится едва ли, но все желающие развития транспортной инфраструктуры России получат возможность не на словах, а на деле напрямую в этом поучаствовать.