Истории о двойниках – то есть практически неотличимых внешне людях – появляются в информпространстве с завидным постоянством. В природе этого феномена, а также в том, какова вероятность встречи с «неродным близнецом», решила разобраться «ПолитРоссия».
Живое отражение
Житель английского города Стокпорт, 24-летний Майкл Коропиц в одночасье получил славу настоящего путешественника во времени. Будучи любителем Викторианской эпохи, он наткнулся на фотографию, сделанную в 1905 году, и в буквальном смысле не поверил своим глазам – на снимке был запечатлен мужчина, точь в точь выглядящий как сам Майкл. Прическа, овал лица, форма носа и даже стиль в одежде – все это совпадало до мельчайших деталей.
Майкл потратил некоторое время на сбор информации о снимке и выяснил, что он действительно был сделан в 1905 году. Теперь молодой человек не сомневается – ему удалось наткнуться на своего настоящего двойника, который, правда, жил в далеком прошлом. При этом среди за друзей за ним закрепился титул путешественника во времени. По словам Майкла, так его называли и раньше, из-за любви к Викторианской эпохе, однако сейчас он начинает подозревать, что его увлечения далеко не случайны и были каким-то образом предопределены.
История Майкла Коропица – далеко не единственный случай, когда людям удавалось найти собственного двойника, причем нередко даже живущего в одно с ним время. И, как показывает практика, порой сделать это гораздо проще, чем кажется на первый взгляд. Так, в 2016 году студентка из Ирландии Ниам Джини объявила в соцсетях о своем желании найти собственного двойника. И ее поиски увенчались успехом уже через несколько месяцев – американка Ирен Адамс оказалась похожа на Ниам как две капли воды. Девушки провели генетический тест и выяснили, что не являются родственниками. Тем не менее, это не помешало природе сделать их практически неотличимыми. Более того, на этом Ниам не остановилась и продолжила поиски похожих на себя людей, и очень скоро нашла еще двух «близняшек» – одна из них жила все в той же Ирландии, другая – в Италии.
Иногда же для встречи с двойников и вовсе не приходится прикладывать никаких усилий. В 2015 году еще один уроженец Ирландии Нил Дуглас возвращался домой из США и с удивлением обнаружил на соседнем кресле самолета мужчину, являющимся его живым отражением. Оба пассажира пришли в неописуемый восторг от этого, ведь, как выяснилось, между ними нет никакой родственной связи. Удивительным было и то, что оба носили одинаковые прически и бороды. Впрочем, неизвестно, насколько похожими окажутся мужчины, если их побрить.
Двойников не существует
Долгое время тема двойников имела в сознании людей поистине мистическое значение. Это можно проследить хотя бы на примере мировой литературы. Гофман в «Песочном человеке», Достоевский в «Двойнике», Гоголь в «Шинели», Набоков в «Отчаянии», Андрей Белый в «Петербурге» и даже Евгений Шварц в пьесе-сказке «Тень» – вот лишь небольшой список, когда прославленные литераторы обращались в своих произведениях к теме доппельгангера. Несмотря на то, что все эти произведения различаются друг от друга, сам образ двойника имеет в них примерно одно и то же символическое значение – это обязательно Другой, воплощающий в себе самые темные и бессознательные желания протагониста.
Впрочем, современная наука утверждает: существование двойников к мистике не имеет никакого отношения. Так, генеральный директор медико-биологического центра Genotek Валерий Ильинский в комментарии для «ПолитРоссии» отметил, что само по себе понятие «двойника» является строго определенным – с точки зрения науки таковым может называться лишь человек, обладающий тем же набором генов, что и у вас. И возможно такое совпадение лишь в одном единственном случае.
«Если говорить про генетические совпадения, то они возможны только в одном-единственном случае – если перед нами однояйцевые близнецы. Только в таком случае они являются копиями друг друга в генетическом плане. И то, я бы добавил оговорку – практически копиями. Потому что различия могут наблюдаться в некотором количестве генетических мутаций, которые у них возникли за время эмбрионального развития. Все же стальные люди генетически отличны друг от друга, и вероятность совпадения по ДНУ у двух неблизнецов нулевая», – объясняет генетик.
Все же остальные случаи наука сводит к банальному совпадению и настаивает на недопустимости употребления термина «двойник» – куда логичнее в отношении идентичных внешне людей использовать определение «похожесть». И, как правило, в таких случаях подразумеваются лишь черты лица. Вполне вероятно, у феномена существования практически полностью похожих внешне людей существует научное объяснение. Однако, как отметил в беседе с корреспондентом «ПолитРоссии» проректор по научной работе Российского национального исследовательского медицинского университета имени Пирогова Денис Ребриков, ученым она пока еще неизвестно.
«Исследований генетики таких людей, которые визуально похожи, но не являются родственниками и тем более однояйцевыми близнецами, мне на глаза не попадалось – возможно, их просто нет. Но я готов утверждать, что если мы посмотрим на их ДНК, то это будут совершенно разные геномы. Они будут настолько же непохожи друг на друга, как если бы это были ДНК людей, не имеющих визуального сходства», – объясняет генетик.
По его словам, на самом деле совпадение внешности для выборки в несколько миллиардов человек абсолютно случайно. Ведь признаков, которые определяют внешность, не бесконечное количество. В то время как людей, населяющих нашу планету, гораздо больше.
«Даже в нашей стране проживают 146 миллионов человек, и в целом мы являемся представителями более-менее одной когорты, некоего генетического кластера, который можно назвать национальностью. И эта принадлежность в целом сужает разнообразие вариантов внешности для нас. Поэтому с точки зрения генетики для двух очень похожих людей мы каких-то особенно похожих генетических последовательностей не найдем – просто так совпало», – считает Денис Ребриков.
При этом, если говорить только о форме и характерных признаках человеческого лица, то за их формирование отвечает лишь относительно небольшой набор генов. Так что вероятность абсолютно случайного совпадения двух комбинаций с точки зрения чистой статистики не такая уж и незначительная.
«Всего у человека примерно 25 тысяч генов, которые отвечают за все. Сколько из них отвечают за внешние признаки лица, сказать сложно – таких оценок с научной точки зрения даже не делалось. Но из общих соображений можно предположить, что их порядка несколько сотен. То есть это не половина, но и не два-три гена. Это, может быть, от 100 до 1000 генов», – уверен Ребриков.
Фактически, вероятность того, что у конкретного человека может существовать «двойник» с очень похожими чертами лица, составляет порядка 1:150. Впрочем, вероятность того, что эти люди могут встретиться лично – существенно ниже.
За все отвечает мозг
Впрочем, если шансов на то, чтобы естественным путем наткнуться на своего «двойника» на улице или хотя бы Сети, практически нет, то можем ли мы как-то повлиять на это? Современная наука, открывшая для всего мира такое направление, как генная инженерия, как известно, не стоит на месте.
В частности, уже сейчас родители, планирующие зачать ребенка через процедуру экстракорпорального оплодотворения, имеют возможность самостоятельно выбрать цвет глаз для своего чада, не говоря уже о том, что с помощью науки можно исключить появление серьезных генетических заболеваний у ребенка. В связи с этим, многие энтузиасты уверены, что уже совсем скоро человечество и вовсе получит возможность полного программирования внешности для будущих детей. Однако, отмечает Денис Ребриков, это, увы, далеко не так.
«Никакой возможности на сегодня хоть как-то редактировать гены, чтобы добиться похожести одного человека с другим и создать условного двойника, просто нет. Мы ведь даже не понимаем, какой спектр генов определяет лицо. Поэтому, мы не понимаем, что можно редактировать. Это ведь не моногенные признаки, как цвет глаз, волос и так далее. С ними теоретически мы могли бы как-то воздействовать, но практически это пока не разрешено. И к решению этой задачи сегодня ближе совсем другая отрасль – это пластическая хирургия», – отвечает Денис Ребриков.
Откуда же тогда появляются все эти истории о столь частых встречах с двойниками, если вероятность найти похожего на себя человека, который при этом целенаправленно не ложился под нож хирурга, столь ничтожна? Ответ, как оказывается, прост – всему виной работа нашего мозга. Как рассказала нашему изданию заведующая лабораторией высшей нервной деятельности человека Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Ольга Мартынова, человеку свойственно выхватывать отдельные, уже знакомые детали, после чего непроизвольно достраивать между ними связи, которых просто не существует в реальности. Иначе говоря, завидев знакомые глаза и нос, ма автоматически «узнаем» и форму ушей и подбородка, буквально убеждая себя в том, что увиденный нами человек является точной нашей копией.
«Если говорить простым и скучным языком, то разные люди воспринимают все по-разному. и обращают внимание на разные детали, особенности и черты лица. Кому-то важны детали, а кому-то нет. Наша память даже в отношении своего лица, меняется. И она обратима. То есть то что мы помним и представляем, мы можем сами по себе изменить, и даже стереть под действиями других впечатлений. Можно сказать, что наш мозг самостоятельно дорисовывает какие-то детали, подгоняя их под общую, нужную нам картину. И эти процессы индивидуальны для каждого человека, поэтому и лица воспринимаются по-разному», – объясняет нейробиолог.
Ранее «ПолитРоссия» рассказывала о страшном предсказании ученых, согласно которому в течение ближайших 80 лет мировое население ждет резкое сокращение.