Российское виноделие совершило серьезный скачок за последние годы, что позволяет нашей стране выпускать игристые вина международного уровня. Об этом «ПолитРоссии» заявил сомелье Эркин Тузмухамедов.
Ровно 352 года назад, 4 августа 1668 года, в аббатстве Овиллер, расположенном в самом центре Шампани (Франция), был впервые произведен напиток, без которого сегодня невозможно представить ни один праздник, светский вечер или прием. Монах-бенедиктинец Пьер Периньон, служащий при аббатстве экономом, заведовал съестными запасами и погребом, а на досуге занимался экспериментами по производству различных вин. И именно в этот день он представил на суд публике никому ранее не виданное игристое вино, ставшее прародителем современного шампанского.
При этом монах не только первым изготовил игристое вино, но также предложил вместо обычной в то время пробки из промасленной палки использовать корковую, которая используется по сей день. С тех пор популярность необычного напитка стала распространяться по всему миру, а последствии именно именем Пьера Периньона была названа марка французского шампанского премиум-класса.
К концу XIX века игристое вино окончательно укрепилось в качестве одного из главных напитков во всем мире, и многие страны стали производить его самостоятельно. Однако такая конкурентная ситуация совершенно не устраивала виноделов из самой Шампани. После Первой мировой войны Франция приняла закон, установивший, что шампанским могут называться только те игристые вина, которые произведены непосредственно в провинции Шампань при строгом соблюдении определенных правил.
Одной из стран, которые выпускают собственные аналоги шампанского, является и Россия. «Абрау-Дюрсо», «Дербентская винодельческая компания», «Мысхако», «Золотая балка» – вот лишь небольшое перечень отечественных виноделен, на которых производятся отечественные варианты игристого. Корреспондент «ПолитРоссии» обратился к известному исследователю алкоголя, директору школы сомелье Эркину Тузмухамедову, чтобы выяснить, достойны л хоть какие-то из российских марок игристого вина называться шампанским.
«Правильнее, наверное, использовать термин игристые вина, а не шампанское, но это уже не столь важно. Они у нас производятся достаточно хорошие, тот же «Абрау» вполне на уровне. То есть, это, конечно, не какой-то наивысший уровень шампанских, но вполне достойные вина, которые, в общем-то, хорошо себя показывают на международных конкурсах. Тот же самый «Абрау» получил множество призов. Кроме того, прекрасные игристые делает «Фанагория», дагестанские винодельни сейчас начали делать хорошо. В общем, достойных образцов у нас хватает. Тот же самый «Виктор Дравиньи» – это прекраснейший брют. Опять же, не забывайте про Крым – даже у «Инкермана», который специализируется на массовых непритязательных винах, есть очень хорошие сорта. На прекрасный уровень вышла «Золота балка»», – объясняет эксперт.
По его словам, сейчас российское виноделие совершает большой скачок. И в последние годы особенно резко увеличилось внимание к качеству производимых напитков в связи с запретами, санкциями и ограничениями, введенными в отношении нашей страны. И на том же самом «Абрау-Дюрсо» сейчас делятся своим опытом иностранные виноделы. Тем не менее, отмечает Эркин Тузмухамедов, было бы неправильно связывать успехи российского шампанского лишь с событиями последних лет, поскольку игристые вина производятся у нас уже более ста лет.
«Исторически у нас в России тоже было качественное шампанское. Не забывайте, что Абрау построили по личному заказу императора, и туда пригласили именно французских виноделов. И к процессу производства даже не подпускали местное население. то есть они делали все тайно, по настоящим французским рецептам», – рассказывает сомелье.
Конечно, после революции 1917 года наступил вполне ожидаемый спад. Советская власть не признавала необходимость производства такого напитка, решив ограничиться лишь его не самым качественным аналогом.
«В советские времена, конечно, все это сильно испортилось. В силу того, что нужно было обеспечить советский народ большим количеством дешевых и доступных вин, качество шампанского очень и очень сильно упало. Был разработан метод так называемой шампанизации в непрерывном потоке – он даже был запатентован – и массовые вина делались практически экспресс-методом, и на качество рассчитывать не приходилось. Сейчас же ситуация изменилась кардинально. Я не могу сказать, что сильно погружен в тему российских шипучек, но то, что среди них есть очень много достойных – это факт, признанный международным сообществом. И нам действительно есть, чем гордиться», – резюмирует Эркин Тузмухамедов.
Ранее «ПолитРоссия» рассказывала о необычной пользе сухого шампанского. Оказывается, один бокал игристого после сладкой пищи поможет защитить зубы от кариеса.