Нечасто перспектива ввода в строй ВМС РФ всего одного надводного корабля может вызвать раздражение в Пентагоне. Однако это произошло, поскольку корабль очень необычный и предназначен для действий там, где у США практически нет никакого силового ресурса.
Возмущение по поводу активности России в арктическом регионе высказал Джеймс Фогго, командующий ВМС США в Европе и Африке:
Они недавно презентовали новый ледокол «Иван Папанин», который может нести крылатые ракеты «Калибр». Я уже задавал этот вопрос несколько раз и задам снова: кто ставит ракеты на ледоколы? Некоторые страны ставят оборонительное вооружение на свои ледоколы, но «Калибр» — никак не оборонительное оружие.
«Некоторые страны» — это Норвегия с ее патрульным ледоколом «Свальбард» и Канада, заказавшая постройку шести кораблей по тому же проекту. Вооружение таких «боевых» ледоколов относительно скромное: 57-мм артиллерийская установка «Бофорс» и палубный вертолет. Отстреливаться от полярных медведей вполне достаточно, ну, или против кого там они вооружаются.
У США успехи на данном поприще обстоят несколько хуже. Пентагон располагает всего двумя устаревшими ледоколами, которые не дадут никакой гарантии, что американский флот в итоге просто не вмерзнет во льды. На фоне своей президентской кампании Дональд Трамп пообещал избирателям построить «самый большой ледокол в мире», при этом общее их количество довести до десятка кораблей.
Следует признать, что Россия, традиционно ведущая арктическая держава, намного опередила своих конкурентов. Наш ледокольный флот исчисляется четырьмя десятками судов. Упомянутый «Иван Папанин» представляет особый интерес. Он относится к патрульным кораблям ледового класса проекта 23550 «Арктика» («Ермак»). Всего в серии их должно быть три: «Папанин» и строящиеся «Иван Зубов» и «Пурга».
Ледовый класс позволяет судам ломать лед толщиной до 1,7 метра, при этом они при необходимости смогут действовать и в тропиках.
«Иван Папанин» и его собратья сочетают в себе множество полезных функций. Проходя службу на Северном морском пути, они смогут работать и как ледокол, и как буксир для поврежденных судов, и как настоящий военный «сторожевик». Эти корабли ледового класса вооружены 100-мм автоматической артустановкой и 30-мм автоматическими зенитными артустановками. На борту могут быть размещены вертолет Ка-27 или ударные БПЛА вертолетного типа, два скоростных боевых противодиверсионных катеров проекта 03160 «Раптор» и катер на воздушной подушке проекта 23321 «Манул».
Все перечисленное само по себе не может впечатлить американцев, однако дело меняет возможность установки на ледоколе пусковых контейнеров крылатых ракет «Калибр» или противокорабельных ракет «Уран». Дальность полета «Калибров» может составлять от 1500 до 2600 километров. Если «Папанин» и его одноклассники будут проходить службу где-нибудь в Чукотском или Беринговом море, под прицелом окажутся важнейшие объекты военной инфраструктуры США на Аляске, в Северной Дакоте и Джорджии. Если же в перспективе «Калибры» заменят на гиперзвуковые «Цирконы», это доставит проблем Пентагону. Периодически Минобороны РФ устраивает показательные акции, направляя к американским берегам стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС, оснащенные крылатыми ракетами большой дальности. «Папанин», «Зубов» и «Пурга» смогут находиться там постоянно на ротационной основе.
Понятно, что в Вашингтоне этому не рады. В российском МИД даже пришлось успокаивать «партнеров» тем, что крылатые ракеты будут устанавливаться на боевые ледоколы только «в особый период». Судя по всему, задачей кораблей этой серии будет, чтобы подобные «периоды» просто не наступали.