Несколько дней назад Пекин через свой «негласный рупор» дал понять всему миру, что готов при необходимости быстро сбросить все свои активы, выраженные в облигациях госдолга США. И он действительно может это сделать в ответ на агрессивные действия со стороны Вашингтона. Но реальность такова, что в интересах самого Китая этого не делать. Да и России, скажем прямо, тоже.
Как мы рассказывали ранее, КНР владеет «трежерис» на огромную сумму в 1 триллион долларов и грозит для начала продать 20% своих облигаций, а при необходимости – и все 100%. Ни технически, ни юридически никто не может помешать Пекину это сделать. Считается, что это должно обрушить американскую экономику. Но, на самом деле, последствия подобного шага оцениваются очень по-разному.
Согласно пессимистичной точке зрения, одномоментный сброс «трежерис» на триллион долларов приведет к цепной реакции на бирже. Тот день недели, когда это произойдет, неминуемо назовут «черным». Из-за начавшейся всеобщей паники на рынке США не смогут выполнить свои обязательства и объявят дефолт. Лопнут «пузыри» IT-корпораций, доллар подешевеет, разгонится инфляция. Миллионы американских граждан узнают, почем фунт лиха. Но не стоит забывать, что у краха США будет очень высокая цена.
«Гегемон» он на то и «гегемон», чтобы утянуть на дно за собой всю остальную мировую экономику. Американский рынок является самым основным как для экспортеров из Европы, так и из Китая. И, к слову, России, которая поставляет в США, например, металлы и нефть. Если он, рынок, схлопнется, накроется медным тазом экономическая модель практически всех без исключения игроков. Упадет спрос на нефть и газ, а с ними и котировки на углеводороды, что негативно отразится на нашем федеральном бюджете. Для КНР, которая органически связана с Соединенными Штатами, ее собственный удар будет еще болезненнее, поскольку миллионам теперь уже безработных китайских рабочих придется учиться охотиться на воробьев.
Есть и более умеренные оценки. Согласно им, «смертельный удар» Поднебесной окажется не таким уж и смертельным. Да, триллион долларов – это огромные деньги, но годовой бюджет США сегодня составляет 3,3 триллиона. Американский государственный долг достиг 26 триллионов долларов, то есть, Китаю принадлежит «лишь» его 1/26 часть. Это очень много, но не критически. Тем более, что США обладают фантастической привилегией бесконтрольно печатать свою национальную валюту как основное международное платежное средство. Пока весь мир готов принимать доллары, ничего катастрофического с американской экономикой не произойдет. «Нарисуют» на компьютере в Федрезерве цифру с нужным количеством нулей и произведут расчет с кредиторами.
Вполне возможно, что Китай действительно продолжит избавляться от облигаций госдолга США, которые стали менее интересными на фоне нулевых ставок, но будет делать это дозированно и постепенно. «Кэш» Пекину во время надвигающегося кризиса явно не помешает, и его можно будет вложить в другие активы, например, золото и евро.