Западу пора отказаться от российского сценария развития отношений, пишет британский консервативный журнал The Spectator.
Сколько еще можно идти на поводу у России? Мы проходили это раньше. Россия находится в эпицентре очередного политического кризиса, который сама создала. На короткое время в западных столицах наступает шок, а затем начинается возмущение. И мы знаем, чем это закончится.
В настоящее время российский оппозиционер Алексей Навальный, второй по популярности политик в стране, лежит в коме в берлинской клинике. При этом правительство Германии сообщило, что его отравили нервно-паралитическим веществом «Новичок». На дипломатическом языке это называется «глубокой озабоченностью», «шокирующим и безответственным» поведением России, которое осуждается «самым решительным образом».
Сразу после этого в наступление перешла машина российской пропаганды и дезинформации. Это было настолько предсказуемо, что в 2015 году британский аналитик и научный сотрудник Атлантического совета Бен Ниммо концептуализировал его как четыре «D»: отмахнуться, исказить, отвлечь, смутить.
Теперь на Западе призывают к действиям. Обычно это заканчивается высылкой небольшого количества российских дипломатов и введением малозначащих санкций. Сейчас «локомотивом» выступает Германия. В 2018 году, после отравления Скрипалей – Великобритания. В 2014 году после уничтожения рейса MH17 – Украина и Нидерланды, а еще раньше, в 2008 году – Грузия, после короткой войны.
При этом Москва будет называть любые действия Запада «русофобией», всячески демонстрировать «желание сотрудничать» и пытаться подорвать международное расследование. Именно так Россия разыгрывает каждый ответ Запада на российскую агрессию и враждебность за последние десять лет.
Запад сам должен определиться, каких отношений он хочет с Москвой, ведь инцидент с Навальным вызывает вопросы не у России, а у западных стран. Россия – обладающая ядерным оружием и часто действующая как террористическая группировка – приняла свое решение.
Россия хочет престижа и уважения, чтобы с ней обращались как со сверхдержавой, к которой не применяются обычаи, законы и правила, регулирующие международные отношения. Москва желает вернуться к мировому порядку, при котором небольшое количество государств имели «сферы влияния» и право голоса.
Возможно, западным столицам стоит отказаться от всех существующих предположений о том, что Москва смотрит на мир так же, как они. Принятие этого не обязательно означает, что большое противостояние неизбежно. Это не будет новая холодная война, ведь даже тогда Москва и Запад сосуществовали вместе, хотя и по-разному смотрели на мир. Реальность такова, что западные ценности и интересы несовместимы с ценностями и интересами российского государства.
И пока на Западе не признают это, нет оснований предполагать, что реакция на отравление Навального, как и многие другие международные кризисы до этого, коренным образом что-то изменит. А это означает усиление российской агрессии и враждебности в будущем, подытоживает издание.