Есть такая поговорка: «Своя рубаха ближе к телу». Прибалтийские республики – Литва, Латвия и Эстония еще с начала 2000-х годов громогласно заявили о том, что намерены обрести полную «независимость» от России. Наивные прибалты рассчитывали на то, что в политической сфере они будут проводить русофобскую политику, при этом транзит российских грузов по-прежнему сохранит свою направленность через их морские порты.
Еще одним аспектом провозглашения своей независимости от России явилась идея отказа от российских энергоресурсов. С этой целью еще в 2009 году между Литвой, Латвией и Эстонией было подписано соглашение, согласно которому Рига должна была построить СПГ-терминал, Вильнюс газопроводы в Польшу и Швецию, Таллин проложить второй энергокабель в Финляндию.
Однако на практике вышло не так, как планировалось. Несмотря на имеющиеся договоренности, Литва построила собственный терминал по приемке СПГ с говорящим названием «Independence» (Независимость), тем самым провернув энергоаферу, направленную не только против России, но и против как казалось своих ближайших союзников – Латвии и Эстонии. По задумке литовцев СПГ-терминал должен принимать сжиженный газ из США и Норвегии, а потом идти уже на рынок Латвии и Эстонии с литовской наценкой.
Как итог, Рига и Таллин отказались от подобного рода «сотрудничества» с Вильнюсом в энергетической сфере. Примером может служить новый региональный энергетический рынок, в который с 1 января 2020 года входят Финляндия, Латвия и Эстония. Литву туда даже никто не пригласил.
Похоже, что в Риге и Таллине поняли, что Вильнюс просто хочет нажиться за их счет и ни о каких партнерских отношениях и речи идти не может. Тут бы самим концы с концами свести.