Бывший министр Латвии, а ныне депутат Сейма Вячеслав Домбровский, наверное, знает, о чем говорит, когда характеризует транзитную политику страны одним словом «фиаско». Такое мнение он разместил на своей странице в Facebook.
В доказательство своих слов Домбровский разместил схему с динамикой работы всех портов Прибалтики. Так, например, рижский порт, некогда самый крупный на восточном побережье Балтийского моря лишь не намного опережает по грузообороту порт Таллинна, который всегда находился на обочине больших транзитных путей с востока на запад.
Грузооборот Рижского порта сократился до 23,7 млн. тонн, Вентспилс — до 12,9 млн. тонн, Лиепая — до 6,6 млн. тонн. В итоге три латвийских порта за год перевалили 43,2 млн. тонн.
А ведь всего несколько лет назад один только Рижский порт пропускал через себя более 41 млн. тонн.
«В прошлом году грузооборот Клайпедского порта превысил суммарный грузооборот трех самых больших латвийских портов (Рижского, Вентспилского и Лиепайского). А ведь в 2003 Клайпеда отставала от латвийской „тройки“ более чем в 2 раза!», — написал Домбровский на своей страничке в Facebook.
Еще лучше начинаешь понимать глубину падения латвийских портов, когда начинаешь сравнивать их грузооборот с российскими портами:
По итогам девяти месяцев 2020 года грузооборот порта Усть-Луга составил 76,6 млн. тонн, Высоцкий – 13,4 млн. тонн, в Приморск – 38,3 млн. тонн, в Калининграде – 7,9 млн. тонн. Более 135 млн. тонн.
А ведь большая часть этих грузов могла идти через порты Латвии. Но… Россия решила не делиться прибылями с соседней страной, которая мало того, что является участницей блока НАТО, так еще и ведет откровенно враждебную политику.
Во всем виновата не совсем правильная политика властей Латвии, которые на протяжении длительного времени увязывали решение политических разногласий с Россией с экономическими вопросами. А, в конце концов, и вовсе поддержали санкции Евросоюза против России.
Бедственное положение транзитной и вообще транспортной отрасли страны вынудило Министерство сообщения Латвии направить российским коллегам письмо с просьбой восстановить хотя бы часть грузовых перевозок через территорию республики. Так, например, в ноябре и декабре Россия через территорию Латвии не отправила ни одного вагона с углем. А ведь еще несколько лет назад через эту республику каждый месяц проходило несколько миллионов тонн угля.
Следствием всех этих проблем стали увольнения сотрудников Латвийской железной дороги и распродажа подвижного состава. Латвии можно только посочувствовать, но низкий грузооборот – это теперь целиком их проблема, им ее и решать, причем не за счет России.