2020 год стал для российских фондовых рынков особенным. Именно в этот кризисный период на Московскую и Санкт-Петербургскую биржи хлынул огромный поток новых клиентов.
Связано это с несколькими причинами, но я выделю две. Первое — кризис открыл новые возможности для фондового рынка. Для многих был очевиден тот факт, что провал котировок некоторых компаний (например, нефтедобывающих) является временным, а по мере восстановления мировой экономики, стоимость акций вернется, как минимум, на прежний уровень.
Вторая причина связана с новым налоговым законодательством и снижением ключевой ставки ЦБ. После появления налога в 13% на проценты по вкладам свыше 1 млн. рублей, а также установлением рекордно низких ставок по депозитам, держать деньги в банки стало невыгодно. Соответственно, клиенты стали снимать свои сбережения со счетов и переносить их на фондовый рынок. Так, в октябре 2020 года граждане России держали на брокерских счетах 6.7 трлн. рублей. Это 20% от общей суммы, размещенной на счетах физических лиц в банках.
Таким образом, российский фондовый рынок и Мосбиржа (наряду с СПб) в частности становятся серьезными игроками, которые будут иметь значительное влияние на всю российскую экономику в целом.
Для начала рассмотрим те показатели Мосбиржи, которые были достигнуты в 2020 году:
- Общий объем торгов: 947,2 трлн. рублей (+18.7%)
- Количество клиентов: 8.5 млн. человек (+117%)
И это не предел роста. Уверен, что в 2021 году тенденция только лишь усилится. Теперь давайте посмотрим на структуру акционеров Мосбиржи:
- ЦБ РФ — 11.78%
- Сбербанк — 10%
- ВЭБ.РФ — 8.4%
- ЕБРР — 6.07%
- Capital Research and Management Company — 5.72%
- Прочие — 58.03%
Среди «прочих» подразумеваются физические и юридические лица, купившие акции, находящиеся в свободном обращении. Юридические лица составляют 95.9% от общей доли, физические — 4.1%.
Возникает важный вопрос: можно ли квалифицировать Мосбиржу как государственную компанию?
Государство через ЦБ, Сбер и ВЭБ владеет долей в 30.18%. Формально это блок-пакет, а фактически — полное управление Мосбиржей, поскольку никто другой (кроме ЕБРР и CRMC) не консолидировал более-менее значимый пакет акций.
Поэтому, с натяжкой, Мосбиржу все-таки можно квалифицировать как госкомпанию.
Тем не менее, учитывая огромные перспективы Московской биржи, со стороны государства было бы логичным уже сейчас увеличить долю владения, доведя суммарный госпакет, как минимум, до 50%+1 акция, как максимум — до 75% + 1 акция. Это позволит государство оказывать прямое влияние на бурно развивающийся фондовый рынок, который постепенно становится одним из ключевых драйверов развития российской экономики. Сколько бы мы не говорили о реальном секторе, которому, безусловно, необходимо уделять повышенное внимание, но, забывая о фондовом рынке, мы упускаем важный инструмент.
Государству в лице правительства нет необходимости осуществлять оперативное управление Мосбиржей. Более логичным было бы задавать стратегический курс, в то время, как насущные вопросы решались бы в ЦБ, который является основным актором финансовой системы России.
Исходя из этого, увеличение госпакета должно стать пассивной инвестицией: вмешательство только в случае необходимости при регулярном получении прибыли. Для реализации этой цели лучше всего подходят средства Фонда Национального Благосостояния.
В настоящий момент капитализация Мосбиржи составляет 363.7 млрд. рублей. Как было сказано выше, государству необходимо приобрести либо 20%, либо 45% (до доведения доли в 50%+1 акция или 75%+1 акция соответственно). Разумеется, операции по приобретению столь значимых долей акций на внутреннем рынке могут растягиваться на долгий срок. Тем не менее, посчитаем грубо в соответствии с теми цифрами, которые имеем на текущий момент:
- В первом случае потребуется 72.74 млрд. рублей
- Во втором случае — 163.665 млрд. рублей
Это 0,84% и 1,89% от ликвидной части ФНБ соответственно. То есть, деньги совершенно небольшие. При этом, Мосбиржа в качестве дивидендов выплачивает не менее 60% от прибыли по МСФО. Таким образом, ликвид может быть возвращен в течение 7-10 лет.
Отдельно обращу внимание на следующий момент. Помимо российских клиентов, фиксируется активный приток на Мосбиржу иностранцев. Это позитивная тенденция. Например, топовые западные биржи зарабатывают огромные проценты, в основном, с иностранных клиентов. Повторение подобной истории может случиться и у нас. То есть, совершая операции на российском фондовом рынке, нерезидент заплатит определенный процент в ФНБ. Откуда, в свою очередь, будет идти финансирование проектов реального сектора экономики.
Таким образом, Мосбиржа в среднесрочной перспективе может стать одной из ключевых компаний России, и сейчас самое время для того, чтобы государство увеличило долю владения в Московской бирже.