Белоруссия и Россия подписали между собой договор о транзите белорусских нефтепродуктов к российским портам. А в Литве транспортные компании тем временем начинают подсчитывать убытки, которые им принесет это решение.
Сразу после начала акций протеста в Белоруссии литовские власти поддержали оппозицию, приютили у себя Светлану Тихановскую и на продолжении длительного времени очень активно требовали санкций для Белоруссии. Вполне естественно, что после такого отношения соседней страны, а порой действия Литвы были похожи на вмешательство во внутренние дела суверенной, в Минске заговорили об ответных мерах.
Особо мудрить в Минске не стали и сразу же заявили, что закроют транзит своих грузов через Литву и ее главный порт Клайпеда.
В Литве к таким заявлениям Белоруссии отнеслись откровенно не серьезно. В Вильнюсе не поверили что такое возможно. По их мнению, это невозможно, так как расстояние транзита удлиняется на несколько сот километров. Но Белоруссия договорилась с Россией о серьезных скидках и в итоге соглашение сторон состоялось. И Литва осталась ни с чем.
В конце 2020 года Белоруссия довозила в Клайпеду остатки грузов, которые были проданы заранее. Все новые контракты уже оформляются на новые маршруты доставки – через Россию к портам Ленинградской области.
А в Литве тем временем начинают считать убытки и пытаются найти способы, чтобы не обанкротиться.
Государственная компания Klaipėdos nafta уже заявила, что 2021 год будет очень напряженным и это еще мягко сказано.
Для литовской компании грузы из Белоруссии были основными и за их счет она и существовала. Но все изменила политика властей Литвы.
Теперь в Klaipėdos nafta напряженно думают – как жить дальше?
Пока руководство компании очень размыто говорит о том, что им придется отказаться от «некоторых инвестиционных проектов», а высвободившиеся средства пустит на «другие проекты, чтобы снизить затраты», что в переводе на нормальный язык означает – все средства будут пущены на выживание.
Затраты будут снижены и попутно компания будет новых клиентов, но их пока нет – не сегодняшний день возить нечего, так как Россия от услуг литовской стороны отказалась еще раньше.
Вероятнее всего, скоро о своих трудностях начнут заявлять компании, специализирующиеся на транспортировке и перегрузке калийных удобрений из Белоруссии, а также железнодорожники – им тоже нечего будет возить!