Предварительная информация об ограничении авиасообщения с Турцией, озвученная в минувшие выходные, официально подтвердилась. Формально – из-за угрожающей ситуации с распространением коронавируса в этой стране. Однако нельзя исключать, что это – не единственная и даже не главная причина столь резкого шага России.
Для начала – немного занимательной статистики. Рост числа выявленных случаев новой коронавирусной инфекции в Турции фиксируется как минимум со второй трети февраля (на 22 февраля – 8 104 случая). Ровно через месяц, 22 марта, количество выявленных носителей инфекции составило уже 22 216, то есть озвученный ранее показатель был превышен почти втрое. 31 марта в стране уже было выявлено 39 302 носителей коронавируса.
Последнее русское предупреждение
Итак, если верить статистике (а не верить ей оснований не имеется), уровень заболеваемости COVID-19 в Турции растёт уже чуть без малого два месяца. Причём растёт резко. И если бы речь действительно шла о безопасности граждан России – то вопрос об ограничении авиасообщения с Турцией, по идее, должен быть решен уже давно. Однако до недавнего времени он даже всерьёз не обсуждался.
Выходит, не так страшен ковид, как его малюют?
В информационной повестке этот вопрос появился в аккурат накануне встречи президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана с президентом Украины Владимиром Зеленским. Тут и глава Роспотребнадзора Анна Попова заявила, что львиная доля мутировавших штаммов коронавируса прибывают к нам из Турции. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский призвал закрыть авиасообщение с этой страной. Бывший главный санитарный врач Геннадий Онищенко раскритиковал турецкий сервис, призвав граждан России отдыхать у себя на Родине. Но главное – буквально накануне переговоров Эрдогана и Зеленского в русских СМИ прошла информация со ссылкой на анонимные источники о якобы принятом решении ограничить авиасообщение с Турцией. В духе «но это ещё не точно, подробности расскажем в понедельник».
Согласитесь, это довольно похоже на скоординированную информационную волну. Причём послание, вероятнее всего, было адресовано не только жителям России, но и турецкому лидеру.
Почему?
Многие эксперты высказывали предположения, что Зеленский попытается договориться с Эрдоганом о дополнительных поставках ударных беспилотников: они крайне необходимы Украине в свете планируемой военной авантюры в Донбассе. Порядка пятнадцати аппаратов Незалежная уже получила, однако этого крайне мало. Требуется гораздо больше. Но также понятно, что Народным республикам Донбасса совершенно не нужно появление у Украины современного высокотехнологичного оружия. Невыгодно это и России. Поэтому вполне логично, что наша страна всеми силами будет препятствовать этой сделке.
9 апреля состоялся телефонный разговор Эрдогана с Владимиром Путиным, в ходе которого президент России чётко обозначил позицию нашей страны: провокации, обстрелы и убийства мирных граждан недопустимы, а кризис можно урегулировать только мирным путём в рамках Минского формата. Разумеется, нельзя исключать, что в ходе беседы обсуждались поставки беспилотников на Украину – и что Владимир Путин мог тактично предупредить турецкого коллегу о пагубных последствиях такой сделки. Особенно в свете ухудшающейся ситуации с коронавирусом…
Эрдоган не услышал?
На следующий день Эрдоган встретился с Зеленским. Внешне итоги встречи выглядят вполне благопристойно. Турецкий лидер порадовал украинского тем, что не признал «аннексию» Крыма (в общем-то, признания от него никто и не ждал). А вот насчёт обострения ситуации в Донбассе Эрдоган высказался чётко и недвусмысленно:
Рост напряжённости, фиксируемый в последнее время в регионе, вызывает обеспокоенность у Анкары. Ситуация должна как можно скорее нормализоваться, режим прекращения огня должен соблюдаться, а усилия по мирному урегулированию – продолжиться в рамках Минских договорённостей.
Также президент Турции сказал, что Чёрное море должно оставаться мирным. И это тоже не могло понравиться Зеленскому.
Украина ожидала другого – создания перевеса сил ВМС НАТО над ВМС РФ, блокирование Крыма с моря и поддержка наступления на мариупольском направлении. Но Турции нужен мир на Чёрном море, потому что там построены газопроводы и идёт активная разведка нефти, – написал по этому поводу в своём Telegram-канале политтехнолог Марат Баширов.
Впрочем, слова словами, а беспилотники Незалежной, судя по всему, всё же будут поставлены в товарных количествах. В пресс-службе компании Baykar (производитель аппаратов) сообщили, что Украина их уже купила. Как говорится, ничего личного, только бизнес.
Выбор между плохим и очень плохим
В свете вышесказанного решение об ограничении авиасообщения с Турцией выглядит вполне логичным. По данным Forbes, на период ограничения (с 15 апреля по 1 июня) путёвки в эту страну забронировали 533 200 граждан России. Общая стоимость этих путёвок – 32 млрд рублей. Большая часть из них должна была остаться в экономике Турции. Теперь – не останется.
Я сразу скажу, что мы всем ответственным странам, с которыми общаемся, – Турция одна из них – настоятельно рекомендуем проанализировать ситуацию, вечные воинствующие заявления киевского режима и предостерегаем их от того, чтобы они подпитывали эти милитаристские настроения, – сказал насчет поставок вооружений Украине министр иностранных дел России Сергей Лавров.
Процесс анализа, вне всяких сомнений, идёт гораздо продуктивнее, когда что-то теряешь. Те самые 32 миллиарда – это примерно 470 беспилотников. Вряд ли Турция их произведёт. И уж тем более – вряд ли продаст. Плюс ко всему, ущерб туристической отрасли от отсутствия русских туристов будет весьма значительным. Если не фатальным.
Никто не говорит, что ограничение авиасообщения с Турцией – хорошее решение. Это плохое решение – когда резко и в одночасье нарушаются планы более чем полумиллиона граждан страны. Когда они, возможно, понесут определённые моральные и финансовые потери. Но Россия в данном случае оказалась в ситуации, когда хороших решений просто нет: приходится выбирать из плохого и очень плохого. При всем сочувствии к тем, кто попал в этот замес, нельзя допустить, чтобы в руки к киевскому режиму попало современное высокоточное оружие. Тем более что это оружие будет угрожать не только жителям республик Донбасса, но и гражданам России: на Украине, как мы помним, вынашивают планы по возвращению «аннексированного» Крыма. Так что цена этого непростого решения – спасённые жизни. Ни больше ни меньше.
Ну а деньги, кстати говоря, можно вернуть. Или, что проще, перенести отдых в Турции на полтора месяца – думается, этого времени Эрдогану хватит для «анализа ситуации».
Алексей Ульянов