Россия рассчитывала на быструю победу ЛНА Халифы Хафтара в Ливии над ПНС, но наступление на Триполи провалилось и теперь Москва пытается достичь своих целей другим путем, пишет швейцарская газета Neue Zürcher Zeitung.
По мнению журналиста Кристиана Вайсфлога, с апреля 2014 года являющегося членом редакции Neue Zürcher Zeitung, нефть может быть оружием. Он считает, что Россия и ОАЭ это наглядно доказывают в Ливии. Под контроль ЛНА попала большая часть нефтяной отрасли страны. В январе 2020 года добыча и экспорт нефти были практически парализованы.
Добыча нефти в Ливии упала с 1,2 млн до 100 тыс. барр. в сутки
– сообщил Вайсфлог.
Как отметил журналист, Хафтар обосновывает свои действия тем, что Триполи несправедливо распределял доходы от нефти, да еще оплачивает этими деньгами услуги боевиков и террористов.
В свою очередь, старший эксперт по Ближнему Востоку и Северной Африке в лондонском аналитическом центре Chatham House Тим Итон сомневается, что дело только в этом. Он напомнил, что блокада нефтяного экспорта Хафтаром началась за несколько дней до Берлинской конференции по Ливии, что указывает на нефть, как на политический рычаг давления.
По мнению ливийского эксперта, директора Института Садека (Ливия) Анас аль-Гомати, еще в 2015 году на востоке Ливии хотели создать параллельную нефтяную компанию, счета которой должны были находиться в ОАЭ. Но план потерпел неудачу благодаря вмешательству Вашингтона.
Или вы действительно верите, что Россия заинтересована в более справедливом распределении доходов от нефти в Ливии?
– спросил Аль-Гомати.
После этого Аль-Гомати рассказал, что как только ПНС брало под контроль какое-то месторождение и начинало добычу, появлялись бойцы российской «ЧВК Вагнера». Они вытесняли ПНС и блокировали нефтедобычу. В результате ПНС уже потеряло около $6 млрд. Эксперт считает, что сейчас Хафтар ничего не решает в Ливии. Он нужен России и ОАЭ лишь для придания видимости «ливийскости» всего происходящего.