Власти Латвии с печалью смотрят на российский порт Усть-Луга, где в иные дни за день перегружают столько угля, сколько все порты Латвии не перегружают даже за месяц. А ведь совсем недавно этот «большой куш» в виде десятков миллионов тонн угля принадлежал только Латвии.
На протяжении 90-х и начала 2000-х годов Латвия чувствовала себя транспортной королевой всего постсоветского пространства. Через ее порты Рига, Лиепая. Вентспилс ежегодно проходили сотни миллионов тонн грузов из России, стран бывшего СССР и Юго-Восточной Азии.
Но «жирные времена» закончились в конце 2014 года, когда Латвия поддержала санкции Запада против России. По идее на транзите это никак не должно было отразиться, но в России начали склоняться к изменению своей внешней политики и отношений с зарубежными странами. Особенно с теми, которые ведут активную антироссийскую политику. Латвия как раз была в их числе.
В России уже были планы по развитию портов на Балтике, но их откладывали до поры до времени – то не было инвестора, то денег, то подрядчиков. Но в этот раз терпение лопнуло – Латвия действительно переплюнула сама себя со своей антироссийской риторикой.
Россия начала активно развивать порты Усть- Луга и Приморск. Латвия смотрела на это снисходительно – Россия никуда не денется и все равно придет к ним. Там даже программу развития Рижского порта на 2019–2028 годы составили, настолько были уверены в том, что российский транзит будет увеличиваться, или как минимум, не снизится.
Смотрим итоги такого прогнозирования: в октябре порты Латвии могли обработать 4 832 вагона с углем, но Россия согласовала только 279 (всего 6% от запрошенного количества груза). В ноябре были отклонены вообще все заявки. Нет заявок и на декабрь. Он вряд ли будут на январь и февраль, а там уже зима закончится и уголь возить перестанут.
Для сравнения: порт Усть-Луга за 11 месяцев этого года перевалил за год чуть более 25 млн. тонн угля. Только за 25–26 октября угольный терминал Усть-Луги обработал 1 476 вагонов.
И сравните показатели Латвии – 276 вагонов за целый месяц. Есть от чего огорчаться.
Но Латвия пока не понимает, что она полностью упустила российский транзит. Там продолжают надеяться на чудо. Председатель правления «Латвийской железной дороги» Марис Клейнбергс говорит о том, что у него есть договоренности с Минтрансом РФ о продолжении сотрудничества. Самое интересное, что российское министерство пока вообще молчит. Такое ощущение, что там вообще не знают о существовании господина Клейнбергса.
У Минтранса РФ дела есть посерьезнее: речь идет о развитии еще одного порта на Балтике – Высоцк. Он также задействован в угольном транзите и только за октябрь обработал более 600 тыс. тонн угля. Опять же больше чем все латвийские порты.
Латвия до сих пор надеется, что получит какие-то крохи с российского стола, ну а Россия рассматривает Латвию лишь в качестве крайнего резерва на тот случай если объемы перевозок угля резко вырастут и Усть-Луга с Высоцком не справятся. Но это крайне фантастический вариант, хотя Латвия в него пока верит и очень ждет, когда к ней пойдут вагоны с российским углем.