Похоже наезд латвийских властей на русскоязычных публицистов, писавших колонки для МИА «Россия сегодня», будет иметь для этой прибалтийской республики далеко идущие последствия и одними жесткими высказываниями Россия после этого случая не ограничиться.
В Латвии, видимо, сообразили, что натворили нечто, выходящее за рамки нормальных двухсторонних отношений, и поспешили заявить, что это сугубо внутреннее дело и не надо на него обращать внимание.
Причина такой поспешности на поверхности – примерно в те же строки правительство Латвии отправило в Москву письмо с просьбой восстановить транзит российских грузов. Уж больно бедственное положение из-за этого складывается в транспортной сфере и в портовом хозяйстве.
«Латвийская железная дорога» и Вентспилсский порт так и вовсе оказались на грани банкротства. Субсидий и дотаций на их спасение Евросоюз не дает – мол, это ваше внутреннее дело, разбирайтесь сами.
Но на самом деле Европа не хочет помогать только по тому, что необходимо спасать свои порты в Германии и Нидерландах, а Прибалтика по европейским меркам это провинция и глубинка. Да и денег они приносят мало, так зачем им помогать?
Ну, и как вы думаете, что должна ответить Москва на просительное письмо Латвии? Закрыть терминал в Усть-Луге и начать отправлять составы с углем в Латвии, в славный порт Вентспилс?
Нет, Россия предпочитает вести себя иначе и перестает сотрудничать с государствами, которые ведут антироссийскую политику и позволяют себе русофобские выпады.
После случая с российскими журналистами российский МИД уже заявил о готовящихся санкциях. Какие меры будут предприняты, пока никто не знает, но то, что ответ будет жесткий, в этом даже в Латвии не сомневаются, но… продолжают ждать положительный ответ на свое письмо о возобновлении транзита.
В Латвии почему-то уверены в своей исключительности и незаменимости своих портов для России. Этим путем Российская империя, Советский Союз и затем Российская Федерация пользовались все ХХ столетие, но кого это может волновать, кроме самих латвийцев? Поставьте памятник тем славным временам и вспоминайте, как к порту Вентспилс шли тысячи вагонов из России.
Латвии уже намекнули – такого больше не будет. Более того, возможно уже очень скоро Россия перестанет вывозить через Латвию удобрения и зерно. Произойдет это очень скоро – в Мурманской области строят терминал для отгрузки удобрений, а в портах на Балтике полным ходом идет строительство зерновых терминалов.
Чтобы понять масштаб потерь Латвии, всего несколько цифр: порт Усть-Луга каждую смену пропускает через себя от 1000 до 1500 вагонов с углем. Порт Вентспилс в ноябре не принял ни одного вагона. Такая же картина наблюдается и в декабре.
Россия ответила на письмо из Латвии ледяным молчанием, но ответ скоро будет в виде санкций к этой прибалтийской республике. Кроме всего прочего это будет еще и хорошей наукой для Литвы и Эстонии, которые периодически позволяют себе выпады в сторону России.