Новый год начался снова с полемики между Пекином и уходящим президентом США Дональдом Трампом. Последний не перестаёт упоминать «китайский вирус», прямо давая понять, что мир загнали в ловушку пандемии китайцы со своей летучей мышью.
Для Трампа это больная тема, так как именно коронавирус преградил ему путь в Белый дом. И он мстил и будет мстить Китаю за Ухань с его вирусом и клеймить Пекин как источник мировой заразы. А вот китайским властям надо наводить мосты с Джо Байденом. И первый признак того, что из этой затеи что-то выйдет, это отказ избранного президента США упоминать версию Трампа и вине КНР. Байден обходит эту тему стороной и, наоборот, клеймит Трампа за то, что не разглядел надвигающуюся катастрофу с вирусом.
В Китае решили с Нового года еще раз расставить акценты в истории с «китайским вирусом». За дело взялся министр иностранных дел Китая Ван И. Он публично изложил версию Пекина о зарождении пандемии коронавируса, которая заключается в отрицании того факта, что первичным источником распространения Covid-19 был именно город Ухань. В частности, такую позицию глава МИД КНР обосновал в интервью агентству Xinhua и Центральному телевидению Китая, обнародованном на сайте китайского внешнеполитического ведомства.
«Мы опережали время и были первой страной, сообщившей о случаях заболевания миру. Все больше и больше исследований показывают, что пандемия, вероятно, была вызвана отдельными вспышками в нескольких местах мира. Когда Китай поразил неизвестный коронавирус, Китай принял незамедлительные меры по проведению эпидемиологического расследования, идентификации патогена и публикации ключевой информации, включая секвенирование генома вируса. Все это встревожило весь мир», — заявил Ван И.
По его словам, Пекин ввел самые строгие меры борьбы с коронавирусом и сумел в кратчайшие сроки установить контроль над его распространением, возобновляя экономическую и социальную деятельность в стране. Кроме того, министр утверждает, что именно его страна одной из первых сделала вклад в создание сильной глобальной линии защиты от пандемии.
Выступление министра стало своеобразным посланием Байдену: мол, кто старое помянет, тому глаз вон. Точнее, с отъездом Трампа из Белого дома надо перевернуть эту страницу и забыть ее как страшный сон. А заодно Китай сделал жест доброй воли: власти разрешили ВОЗ направить в Ухань команду из 10 международных ученых с целью исследовать происхождение Covid-19.
Однако в истории смертельного вируса останутся страницы того, как власти КНР изначально пресекали единичные попытки граждан рассказать миру о коронавирусе, как только он появился в Ухани.
В частности, суд в Шанхае приговорил активистку и блогера Чжан Чжань к 4 годам лишения свободы за то, что она выкладывала в интернет видеозаписи из города Ухань и критиковала китайские власти за реакцию на распространение инфекции, как только были зафиксированы первые случаи заражения.
Кроме того, ввесь мир поразила трагическая история китайского врача из центральной больницы Ухани — Ли Вэньлян — , который еще в декабре 2019 года пытался предупредить коллег-медиков о возможной вспышке нового заболевания, но полиция приказала ему «прекратить давать ложные комментарии». Против медика возбудили расследование за распространение слухов. Так что начать отношения с США с «чистого листа» не получится. Но на общей ненависти Байдена и товарища СИ все же можно сварить политическую кашу, что и пытается сделать китайский министр.